Положительная сила отрицательной мотивации.
Итак, неужели нет никаких вариантов и далеко не всем дан успех?
Прежде всего выскажу своё мнение: да, не всем.
И с отсылкой ко многим другим моим статьям. Здесь не играет роли образование, мотивация и многие другие факторы, которые связывают с успехом. Лично моё мнение, можете считать его субъективным, что прежде всего человек должен иметь цели. И речь идёт о целях, которые формируются довольно рано.
То есть это не работает по принципу «я получу образование и тогда поставлю цель» и так далее.
А работает когда я хочу добиться… и для этого мне нужно…
То есть если я умная, красивая и смелая, если я образованная и обладаю ещё сотней нужных для достижения качеств, то это не означает ровным счётом ничего, кроме того, что я молодец. Если я не знаю чего хочу, если не знаю как использовать это всё, то это тот самый чемодан без ручки. С той лишь разницей, что пусть будет. И как-нибудь я напишу о том, почему так часто школьные красавицы и институтские умницы превращаются в средних таких домохозяек, хотя все ждали от них великих достижений.
Так вот. Исходя из этого, если хейтеры выбивают вас из колеи, если критика мешает вам двигаться вперёд, если пассивная агрессия рушит вашу самооценку, то это — самообман. Вы не собирались достигать успеха. Или не собирались его фиксировать. Потому что настоящая самооценка не рушится от чужого мнения, а мотивация не пропадает даже у Сизифа.
Для того, кто хочет идти к цели и видит эту цель не будет преград. Дорогу осилит идущий.
А вот отрицательная мотивация бьёт прямо в цель и может, иногда, оказаться полезнее, чем положительная.
Помните, в предыдущей статье я писала о том, что в позитиве есть отрицательный момент, который заключается в слепоте?
А отрицательная мотивация открывает глаза. Именно в этом суть успешной терапии и тренингов роста. И на этом построена система тренировок в большом спорте, на этом базируется высшее образование.
В терапии это делается тактичнее и мягче, хотя современные техники зачастую граничат с жестокостью, а остальные случаи это агрессия в чистом виде. Открытое превосходство того, кто сильнее, красивее, умнее позволяет показать стартовую точку, с которой начинаются изменения.
Давайте утрировать.
Представьте врача, практиковавшего, скажем, 1000 лет назад. Вот он перенёсся в наше время и пытается сразу же отрезать пациенту ногу. Без анализов, рентгена, попыток использовать более радикальные меры и даже без наркоза.
Будет ли правильно сказать, — ОК, попробуй так?
Или лучше сразу сказать, что он тупой и отсталый и рассказать о том, что произошло за последнее тысячелетие?
Так что давайте будем честны, во многих случаях короткий путь и есть самый эффективный.
И короткий — редко самый тактичный.
Но лучше резать по живому, но один раз. В конце концов гуманное указывание на ошибки с их поэтапным исправлением будет рушить самооценку снова и снова. То есть десятки раз вместо одного, закрепляя неудачу в сознании.
И опять же всё начинается с цели: терапия, тренинги, спорт, обучение.
Озвучить цель, сказать «Я хочу» — отличное начало. И если вы развязываете специалисту руки и он может действовать на своё усмотрение, то результат будет. Например те родители, которые верят в то, что их ребёнок может достичь успехов в спорте никогда не пожалеет ребёнка, которому больно и сложно. Тем более, никогда не скажет тренеру, что тот не прав.
Главное, что вы экономите, отказываясь от положительной мотивации это время. При этом не заблуждаетесь, а значит и не разочаровываетесь потом.
Вспомните институт. Там очень много преподавателей, которые активно тролят студента за малейшую ошибку. Посмотрите кастинги или собеседования. Всё это жёсткий отбор.
И тренинги роста эффективнее при агрессивной подаче.
Помните «Корпорация Бросайте курить» Стивена Кинга? Это тот самый вариант, который принесёт результат.
Нет, можно и по хорошему, но это если у вас есть время и деньги,а в результат вы лишь играете. Если вы хотите быть вечным студентом, то можете быть уверены, то им вы и останетесь.
Так что выбирая терапевта, тренера, учителя помните о том, что далеко не всегда вежливый и тактичный человек поможет вам продвинуться вперёд. Лучше услышать от подруги «тебе это не идёт, но попробуй это», чем выглядеть дурой с плохим вкусом. И так во всём.
И то же касается родителей. Очень сложно увидев рисунок своего ребёнка сказать «к сожалению это не твоё, так что попробуй что-то другое, а если хочешь рисовать, то придётся очень сильно потрудиться», но сделать это необходимо.
И даже если для вас ваш ребёнок самый-самый, то следует помнить о том, что его окружает реальный мир. И надо научить ребёнка уважать и любить себя, но с пониманием недостатков, не пытаясь подменить реальность. Потому что бодипозитив, толерантность и другие виды терпимости проходят, а вот агрессивное неприятие стабильно. И, разумеется, надо научить ребёнка понимать чего он хочет.
Потому что так будет проще учиться, расставлять приоритеты. И понимать, что критично, а что допустимо. То есть для писателя позволительно не знать математику.
И если вы научите ребёнка ставить цели, решать промежуточные задачи, то его вообще не надо будет мотивировать, контролировать или заставлять. Но закладывается модель поведения не перед экзаменами, а гораздо раньше. Желательно лет в 5.
И при этом надо понимать, что к старшей школе время уже упущено и направить человека на путь истинный (причём истинный на ваш взгляд) почти не реально.
Но при этом вы не несёте ответственность за человека, который отказывается делать чтобы то ни было. Ведь помимо мотивации есть банальное слово НАДО.
То есть если вы реально хороший родитель, то сами или с помощью специалистов, будете работать с ребёнком с раннего возраста.
Может быть вы попробуйте сделать то же самое, но исключительно с помощью спецов, если время упущено.
Но при этом можете просто поставить ребёнка перед фактом, что не планируете его кормить после того, как он закончит учиться.
Но если вы будете рефлексировать «на тему» и думать как уговорить, как найти слова помягче, то это будет провал, потому что мягкость требует времени и денег.