Может ли этика быть формальной? Если откинуть ханжеские переминания с ноги на ногу, то можно сказать, — Да! Любое издание ловит хайп. И на хейте, в том числе. Яркие, кликбейтные заголовки, вызывающие, бросающиеся в глаза. Часто это означает саркастические, злые, агрессивные, с той или иной дозой хамства.
В девяностых это называли «пипл хавает» и имели ввиду, что искусство таковым назвать нельзя, но изголодавшиеся люди были готовы на любую инфу, под любым соусом, лишь бы не как в совке. Видимо мода того времени предполагает и работу некоторых СМИ.
Но это неудивительно. Возможность донести своё слово это — важно и нужно. И стоит пойти на некоторые вольности. Но где проходит граница между ДА и НЕТ МОЖНО и НЕЛЬЗЯ?
Предлагаю за основу взять банальность: официальное заявление редакции.
И некоторые идеи, которые в теории СМИ отстаивает.
Например, сарказм и некоторый яд возможен, если это общая стилистика, некий культурный код автора и читателя. Так часто бывает в мужских изданиях, которые имитируют стиль общения в мужской компании.
А что делать, если СМИ претендует на стиль общения «ты и я», «задушевные подружки»? Если в обращения к читателю то и дело мелькает «дорогая», пожелания всех благ, счастья, любви и прочего позитива.
На самом деле таких статей много и все о том, что важно чтобы тебя уважали… О том как распознать всяких нехороших человеков…
Вот первый признак токсичной подруги, а все мы помним, что Космо это наша подруга.
Ты говоришь ей чистую правду
Ты учишь ее жить
Ты всегда стараешься быть справедливой и беспристрастной
Зачем нам это? А вот зачем!
Согласитесь, мы читаем Космо чтобы узнать что-то новенькое об отношениях, карьере и, конечно же, о моде и стиле. Но скорее всего речь идёт об обзорах и советах, желательно тактичных и политкорректных. И в целом, и в отношении читателей, и в отношении персонажей.
То есть любая картинка к статье, даже если речь идёт о фотостоке — изображение живого человека. И одно дело, если журнал нанял модель, чётко обозначил её роль, согласовал при этом текст. Совсем другое — подобранная в сети картинка. Рядом с которой тест о том, что образ — полнейший треш и отстой! Тем более, когда речь идёт о медийных персонах, которых знают, и которые часто читают гадости о себе.
А теперь к признакам токсичной подруги… Или бойфренда. Представьте себе, что редакция оценивает слова вашего бойфренда, который сказал, что ваше окрашивание полный провал, смотрится нелепо, дёшево, комично и местечково, старит вас. Целых 2 минуты и 27 секунд автор обзора опускает знаменитостей напрямую, прибегая к сарказму и другим приёмам уничижения. Будьте уверены, что в статье о защите прав женщин подобный текст и тональность привели бы к тому, что мужики были бы обозначены козлами и подонками.
Но здесь всего лишь справедливая, беспристрастная, честная и абсолютно чистая правда!
Остаётся заметить, — Как мило!
А что ещё делает журнал токсичным?
Слишком едкий замечания по стилю, на основе выбора одежды и аксессуаров. Да, можно написать о том, что на данный момент это вышло из моды. Или ещё мягче, что есть более актуальные модели. Ведь тысячи читательниц Космо одеваются именно так. А значит со страниц любимого журнала могут прочитать о том, что они отстойные лохушки. Это не является токсичностью?
Давайте посмотрим некоторые заголовки и подводки к статье.
Давайте сосчитаем сколько раз в статье употребляются откровенно негативные слова и выражения.
Из года в год, но, может, хватит? 10 укладок, которые не надо делать в 2021 году
«Гламурная чика из 90-х»: 9 ужасных трендов, которые до сих пор живы
Пора их выкинуть: топ-6 моделей сапог, которые уже вышли из моды
Как не выглядеть «теткой» в офисе: 10 модных правил для делового гардероба
Голливудские неряхи: 7 звезд, которые одеваются неопрятно
Булавки в щеках и собака-аксессуар: самые ужасные тренды ХХ века
Жуткие «ниточки“ и «угольки”: неудачный татуаж бровей — фото до и после
Свитер и джинсы: объясняем, как не надо, на примере Кэти Холмс
Модное безумие: 14 ужасных образов Кэрри Брэдшоу
Спаси образ от безвкусицы! Грубые ошибки с шапкой, которые совершают все девушки
Ничто не поможет: 10 причин, по которым у тебя не получается выглядеть стильно
На грани безумия: 13 самых диких образов Тары Рид
Собирать подобные заголовки можно бесконечно. Уже в заголовках можно насчитать по парочке оскорбительных высказываний, а в тексте, как правило их не меньше 6. Но чаще — больше. И это, как говорил классик, было бы пол беды. Но проблема в том, что иногда автор высказывает субъективное мнение. То есть окрашивание звезды не очень привычно, но вполне терпимо, а Космо пишет, что оно ужасно. Или причёска действительно — сложная, но идёт девушке. Или всё действительно спорно, но она всё равно очаровательна. А главное иногда Космо пишет об антитрендах, а в следующей статье называет те же вещи трендовыми. Или по полной опускает выбор моделей или ткани, но дизайнеры вывели на подиум моделей именно в таких нарядах и не только в коллекциях зимы, но и показали в PRE. То есть вещи модные, с точки зрения законодателей мод и ужасные с точки зрения автора из русского журнала.